Наконец-то я увидела работу студентов ГИТИС мастерской Елены Шаниной. Зарегистрироваться на постановки этой мастерской — тот еще уровень везения.
Как всегда, я буду детальной и подробной.
Премьера спектакля состоялась в конце марта текущего года. И это на текущий момент самая необычная, самая яркая, самая эмоциональная и красивая визуализация по мотивам произведений Гоголя.
В основе постановки собраны как лоскутное одеяло эпизоды и герои разных произведений — и «Мертвые души», и «Вечера на хуторе близ Диканьки», и «Миргород», и «Петербургские повести». Все узнаваемы, считываемы, но настолько неординарно, ярко и необычно поставлены, что не с чем сравнить.
Это не спектакль в привычном нам виде. Здесь текст используется произвольно и неожиданно, как способ добавить звука, характера и пластики персонажу. Вся постановка зиждется на невероятной хореографии, какой-то умопомрачительной пластике (столько красивых рук, художники будут в экстазе!), очень сложной сценографии, сложных музыкальных сочетаний и композиций. В-общем, называется это саунддрама, но терминология в данном случае не даст вам никакого представления о постановке.
Режиссер спектакля — Кислова Екатерина — удивительным образом перетасовала, смешала и при этом объединила разных персонажей в одной постановке. Поначалу, когда спектакль начался и стал понятен его непривычный формат, появился на какое-то время скепсис и отторжение. Но это только из-за новизны, не более того. Несколько минут и постановка захватывает вас совершенно, увлекает и уводить за собой в эту красоту движений, напевов, звуков. В это разухабистое веселье и острую сатиру. Потрясающе! Сопротивляться невозможно, да и не нужно. Не за сопротивлением же вы ходите в театр.
В этом спектакле невероятно органично сочетаются славянские напевы, академическая музыка, инструментальные эксперименты, современные танцы, почти акробатика и фольклорная хореография.
Ну а теперь коротко пробегусь по тем сценам, которые запомнились особенно. К слову, ребята все фантастические. Голоса, игра, пластика — глядеть, не-наглядеться. Если кого-то и хочется выделить, то только по тому, что досталась заметная и яркая роль. Но в целом, все были очень и очень хороши.
Сцена с Солохой, которую играла Роскошо Мария (надеюсь, я не ошиблась) — первая запомнилась именно благодаря Марии. Ох, и сверкала она глазищами! Сколько было в ее движениях остроты, колючести и опасности. Как хороша она была в своей пластике! Необыкновенная вышла Солоха. Очень хорош был и ухажер — неожиданное решение: манерный и лощенный — Ивахненко Денис.
Сцена с Коробочкой (к огромному сожалению, так и не смогла разобраться, то играл Коробочку — девушка была изумительна, это выражение лица — всегда страдальческое, немного удивленное, всегда в ожидании — отличная работа!) это было что-то. Понравилась и Баймуханбетова Аружан в этой же сцене. Мешки как будто и очевидный атрибут, но здесь он так ярко, неординарно был отыгран, что просто браво!
Сцена с Плюшкиным, играл его Бежин Даниил (опять же, если я не ошиблась) — просто восторг. Во-первых, непременно прислушивайтесь к бормотанию Плюшкина, не пропустите эту деталь. Вообще, Плюшкин очень запомнился, весь скукоженный, весь в заботах, весь в этой своей желчи, здорово получилось. О, а мужики в кабаке — это сумасбродство такого уровня, что до мурашек пробрало.
Сцена с встречей двух влюбленных — Вероники Лузум и Эрдэмбилгэ Билгуун(?) — запомнилась мелодичностью и красотой голоса Вероники. Это было очень красиво и нежно.
Сцена с утопленницей — фантастическая Мария Городничая, которая обратила на себя внимание своей пластикой еще в самом начале спектакля — просто покорила меня. Мария, остальные девушки — вся эта красота и мистика, даже мистерия — изумительно красиво, загадочно, волшебно даже. Все эти руки будто жили своей жизнью. Этот проход с девушками на плечах — сложно, красиво, метафорично. Артем Иванников в роли батюшки запомнился не меньше.

Прекрасные Мищенко Мария и Маркеев Сергей были неподражаемы. Это было задорно, смешно, очень красиво. Ох, а какие гармонисты! Жаль, не смогла найти имена героев.
Блащук Анастасия, которая пересказала нам историю Коробочки о Чичикове — понравилась очень. Эта ее взлетающая кисть руки! Очень красиво и ярко.
Необыкновенно сложная, красивая и чувственная сцена в финале. Где Апполинария Волконская и Атмашкин Савелий работали на уровне трюков. Драматично, с надрывом, красиво. Очень чувственно и эстетично была сложена сцена физического влечения героев . На самом деле, всегда интересно, насколько небанально и метафорично режиссер рассказывает про секс, если такая сцена присутствует в постановке.
Атмашкин Савелий вообще стал героем этой постановки. Один из самых заметных артистов, ну и персонажи ему достались примечательные.
Это действительно очень пластичная, сложная, яркая и эмоциональная постановка. Это, если коротко, изумительно эстетичное сумасбродство.
Единственный момент — спектакль показывается не на сцене, это аудитория. Так что, стулья просто в несколько рядов, со второго ряда обзор уже ограничен. Лучше первый или последний (где можно встать). Плюс, нет удобного угла обзоры всей мизансцены, приходится выбирать, куда смотреть.
В зале душно и артисты герои еще и по этой причине. Мы-то просто сидим. А они в этой духоте творят что-то невообразимое.
Я очень, очень надеюсь, что постановка попадет на большую сцену. Она должна быть на большой сцене.